Страница:Радиофронт 1937 г. №21.djvu/52

Материал из РадиоВики - энциклопедии радио и электроники
Перейти к: навигация, поиск
Выкупить рекламный блок
Эта страница не была вычитана


от последних па 10 мм. Сверло для центрального отверстия подбирается или делается такого диаметра, чтобы ось винта входила в него с небольшим трением. Следовательно, к этому моменту должна быть готова ось 'и подобрана для нее про- ■ волока. В боковые отверстия, наоборот, болты должны входить свободно. Болты можно сделать из гвоздей или из проволоки. Первое выгоднее, так как потребуется только по одной гайке на болт и резьба будет лишь на одном конце. Диаметр их тот же—3 мм, а длина определяется в зависимости от высоты пачки всех пластинок.

Для винта 60X80 мм, длина оси берется ! 98 мм, а для винта 45X60 мм — 85 мм. Резьба j делается на концах длиной по 20 мм. На верхних i гонцах осей делаются заточки для верхнего под- ; шипника.

Аучше всего произвести сверление отверстий в каждой пластинке отдельно. Сделать это можно с помощью приспособления, устроенного на доске станочка ^ля нарезывания пластинок (рис. 4).

Сначала к доске двумя гвоздиками прибивают 2 прямоугольных пластинки а и б длиной по 20 мм, отрезанные от той же линейки, :из которой нарезаются пластинки. Расстояние между ними должно точно соответствовать длине пластинки Еьнта. Сверху к ним привинчивается еще одна пластинка с точно размеченными и просверленными отверстиями. Ширина ее должна быть на 4 мм меньше ширины пластинок винта. Эту верхнюю пластинку—шаблон—лучше сделать из мягкого металла (пинка, алюминия, меди), в (крайнем случае, — отрезать от более толстой линейки из твердого дерева. Сзади, против боковых отверстий, на 0,5 мм от ребра этой линейки забивается по звоздю. Спереди, на расстоянии 18 мм от линей ки, забивается еще один гвоздь, а из более тол стой линейки (2,5—3 мм) приготовляется клин.

Отыскав у пластинки более ровное ребро и отметив его карандашом, вставляют пластинку этим ребром в щель г до упора в гвоздь. Пластинку .винта закрепляют клином :и приступают к сверлению. Сверлить следует осторожно, с легким нажимом, не давая сверлу большого числа оборотов.

Образовавшиеся на краях отверстий заусенцы снимаются зачисткой из стеклянной шкурки, наклеенной или натянутой иа ровной и плоской 'доске. « 

Сборка пластинок на оси и болтах производится так, чтобы все отмеченные ребра пришлись с одной стороны). Под гайки и шляпки болтов подкладываются шайбы. Не затягивая гаек, весь набор пластинок следует положить лицевой стороной (отмеченными ребрами) на плоскую поверхность, например кусок толстого зеркального стекла и, постукивая сверху по ребрам пластинок, выравнять лицевую сторону по этой плоскости. После этого гайки равномерно и сильно затягиваются.

Поверхность с заметно выступающими пластинками можно сначала выравнять хорошим .рубанком, снимая самую тонкую стружку. При отсутствии хорошего рубанка лучше к этой операции не прибегать, а перейти к обработке напильником и стеклянной шкуркой. Напильник лучше закрепить на скамейке или в тисках и двигать по нему . дощечку вдоль волокон дерева. Для приобретения навыка обработку можно начать с менее ответственной стороны. Напильник, конечно, должен быть плоским, достаточно широким (35—40 мм) и некрупным. При обработке стеклянной шкуркой, последнюю лучше всего наклеить на возможно

правильную^ (плоскую) доску, конечно, хорошо обструганную.

Правильность обработки следует чаще проверять линейкой, прикладывая ее к плоскости по воем (направлениям и особенно вдоль ребер пластинок. От прямолинейности ребер с лицевой стороны в значительной степени будет зависеть правильность изображения. Отдельные выпуклости можно счищать тгуском шкурки, наложенной па небольшой плоский кусок дерева. При желании получить особенно правильную (поверхность можно прибегнуть к притирке. Вместо притирочной плиты можно воспользоваться лицевой стороной зеркала из толстого стекла. Несколько капель какой-нибудь темной масляной краски растираются пальцами по поверхности зеркала до тончайшего слоя. Прижав к этой поверхности лицевую сторону нашей пачки пластин делают 'несколько кругов. Покрытые следами краски места обнаружат выпуклости. В этих местах краску с тонким слоем дерева соскабливают перочинным ножом. Операцию повторяют до тех пор, пока большая часть поверхности не будет покрываться краской. Всякие следы краски с поверхности нужно снять шкуркой, в противном случае зеркальные полоски будут плохо приклеиваться.

Торцевые поверхности обрабатываются также напильником и шкуркой. При этой обработке следует добиться, чтобы длина всех пластинок оказалась равной и ось находилась бы как раз по средине. Толщина заготовки также должна быть по возможности везде одинаковой. Перед разборкой заготовки (на торцевой поверхности каждой пластинки полезно поставить чернилами порядке вый номер с тем, чтобы сборка винта могла быть произведена в том же порядке, как и обработка.

ЗЕРКАЛЬНЫЕ ГРАНИ

Далее следует нарезка зеркальных полосок. Для облегчения нарезки полосок зеркало должно быть сделано из тонкого стекла. Для винта 45X60 мм оно должно быть не толще 1 мм, а для винта 60X80 мм — не толще 1,5 мм, т. е. толщина полосок должна быть меньше их ширины. Кроме того зеркало должно быть правильным, т. е. не должно искажать.

Если зеркала из такого тонкого стекла не удастся найти готовым, можно его заказать в (зеркальной мастерской. Тонкое стекло для такого зеркала можно выбрать из негативов в 9X12 мм. Положив стекло на стол#и рассматривая в негативе изображение окна, можно отобрать наиболее правильные стекла. Негативы ос(вобождаются от слоя имульсии, протираются мелом и передаются в мастерскую. Необходимо посеребрить не менее двух таких стекол. Стоимость этой работы не превысит 1—2 рублей. С оборотной стороны зеркала должны быть покрыты одним тонким слоем сурика. Эта крабка при нарезании полосок не крошится и не отрывает слоя серебра.

Для нарезки узких полосок зеркала необходимо сделать станочек. Еге устройство показано на рис. 6. Размеры указаны применительно к винтам 45X60 и 60X80 мм.

Планка б привинчена к основной доске винтами. Через нее проходят два винта д и е, которые можно сделать из клемм, закрепив их гайки на кон-* цах неподвижно. Линейка в не должна быть значительно толще зеркала, в противном случае головка алмаза будет ее задевать. Эта линейка в может перемещаться по направлению к винтам

51