Страница:Радио всем 1928 г. №24.djvu/31

Материал из РадиоВики - энциклопедии радио и электроники
Перейти к: навигация, поиск
Выкупить рекламный блок
Эта страница не была вычитана


г

.-V-t. о

п с: г ж ^ жыг.

665

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОЕКТУ СТАНДАРТА НА КОНДЕНСАТОРЫ ПЕРЕМЕННОЙ ЕМКОСТИ С ВОЗДУШНЫМ ДИЭЛЕКТРИКОМ.

Воздушные конденсаторы переменной емкости имеются в настоящее время весьма разнообразной конструкции. Они принадлежат к числу таких деталей, для которых техническая мысль еще не нашла завершенной конструкции и стандартизация которых представляет большие затруднения. Тем не менее совершенно необходимо обеспечить потребителю по крайней мере возможность производить бет лишних затрат труда и денег замену одного конденсатора другим. Кроме того к любой конструкции должен быть предъявлен ряд вполне точных технических требований, гарантирующих определенный уровень качества.

Настоящий проект в отношении конструкции предусматривает стандартизацию диаметров осей, высоту их над уровнем крепления, способ крепления и направление вращения. Таким образом обеспечивается полная взаимозаменяемость конденсаторов разных заводов.

При установлении размеров в основу клались размеры, уже принятые госпро- мышленностью. В тех случаях, когда оказывалось, что одна и та же деталь изготовляется госваводами несходных размеров, предпочтение отдавалось тому размеру, который наиболее обеспечивает высокое качество конденсатора в целом. Так, для диаметра осей, из двух размеров, применяемых госзаводами: 4 мм и 5 мм, был взят размер 5 мм, как более обеспечивающий механическую прочность.

Крепление тремя винтами, расположенными на полуокружности радиусом 19 мм, применяемое одним из крупных госзаво- дов, введено, как стандартное по тем соображениям, что опо легко может быть применимо для конденсаторов любого типа, включая и прямочаотогные. Применение же большего диаметра окружности, на которой расположены крепящие винты, не давая никаких преимуществ, вызовет увеличение габарита у конденсаторов со смещенной осью (прямочастотные, среднелинейные). Для диаметра винтов, крепящих конденсатор, взят ближайший в применяемым в настоящее время размер из «Ост. 94».

Частые нарекания потребителей на не- удошетворительность контакта в конденсаторах поставили перед необходимостью запрещения трущегося контакта для стандартного типа, в связи о чем возникла необходимость установления упора.

Направление вращения выбрано для всех типов по часовой стрелке при увеличении емкости из тех соображений, что такое направление вращения наиболее привычно для наших радиолюбителей.

Величины максимальных емкостей установлены применительно к существующим в настоящее время на рынке.

При установлении высоты оси подвижных пластин имелось в виду, что общепринятые размеры толщины панелей—8— 10 мм.

Введение испытания на сотрясение должно обеспечить качество сборки и вызвано многочисленными жалобами на неудовлетворительное качество конденсаторов после транспортировки.

Испытание па влияние температуры и влажности имеет целью обеспечить применение материалов, гарантирующих удовлетворительное состояние конденсатора при пользовании им в разнообразных климатических условиях СССР.

ИСТОЧНИКИ ПИТАНИЯ

ЛАМП

М. А. Боголепов.

АККУМУЛЯТОР НАКАЛА.

Накал нитей ламп, особенно ламп Р5, УТ1 и пр., требует довольно значительного расхода тока, поэтому во избежание слишком частой зарядки аккумуляторов, особенно при обслуживании нескольких ламп, аккумуляторы накала приходится применять значительной емкости,—обычно в несколько десятков ампер-часов.

Само собой понятно, что применение простых свинцовых пластин в данном случае следует считать совершенно нерациональным, так как их пришлось бы делать слишком больших размеров, и иримепять столь же большого размера и наружные сосуды.

На этом основании аккумуляторы накала необходимо изготовлять о решетчатыми или иными пластинами, заполняемыми готовыми окисями свинца. Такие пластины, как было сказано в предыдущей статье *), даже при малых своих размерах, позволяют запасать уже значительное количество энергии.

Форма пластин аккумуляторов и способы размещения активной массы из окисей свинца могут быть весьма разнообразные. Приэтом следует иметь в виду, что

Ячейки пластин аккумуляторов следует делать небольших размеров, например не более 6—10 мм шириною, причем им должна быть придана такая форма, чтобы исключалась возможность выпадения массы.

Для последней цели ячейки пластин делаются с уширениями наружу или внутрь, с выступающими наружу язычками и пр. подобно тому, как указано на рис. 2 в разрезе.

Для увеличения объема активной массы иногда последнюю набивают в полую свинцовую коробку, имеющую в стенках много мелких отверстий, как то и указало в разрезе на том же рисунке.

Последний способ был бы самым рациональным; однако при пластинах большого размера рекомендовать его нельзя, так как при зарядке масса расширяется, выпучивает стенки коробки, и в результате между ними нарушаются хороший контакт.

При пластинах малых размеров, как то имеет место в анодных аккумуляторах, такого типа пластины можно считать наилучшими.

Каркас или.решетки пластин, конечно,

оооо

ООО

оооо

ООО

оооо

ООО

оооо

ООО

ОООО

ООО

□□□□

□□□□

□□□□

□□□□

□□□□

□□□□

□□□□

□□□□

Рис. 1.

Рис. 2.

окиси свинца довольно плохие проводники электричества, и потому при изготовлении пластин главная забота должна заключаться в том, чтобы все частицы активной массы были возможно ближе расположены к частям свинцового каркаса или решеток пластин я чтобы между ними был обеспечен хороший контакт.

Броме того, необходимо предотвратить возможность выпадения активной массы из пластин, что обычно ведет в корот- комузамыканпюмежду пластинами и быстрому разряду аккумуляторов.

1) См. «Р. В.» № 19.

проще всего изготовить пути! отливки, особенно при большом их количестве, но можно непосредственно изготовить и из листового свинца толщиною примерно в

5—6 мм или тоньше.

Ячейки решеток могут быть круглые, квадратные или продолговатые, в виде узких щелей (см. рис. 1), что, конечно, особого влияния на работу аккумулятора не оказывает.

При изготовлении пластин из листового свинца проще всего насверлить возможно ближе друг к другу отверстия при помощи коловорота или же, в крайнем случае, пробить их при помощи гвоздя или костыля. Полученные приэтом о одной стороны выпуклости срезают но-